Репортаж о Совещании главных экологов 2024

27 Фев — 01 Мар 2024
Репортаж о Совещании главных экологов 2024

С 27 февраля по 01 марта 2024г. в Подмосковном отеле «Виноградово» состоялось ежегодное совещание главных экологов нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ с участием специалистов научно-исследовательских и проектных институтов, фирм-производителей оборудования, инжиниринговых фирм. Темы совещания: 

«Внедрение систем автоматического контроля выбросов. Импортозамещение. Практика оснащения объектов ТЭК в России. Наилучшие доступные технологии и оборудование для процессов утилизации/обезвреживания отходов нефтепереработки, очистки сточных вод НПЗ. Циркуляционная экономика – экономика замкнутого цикла. Новые вызовы».

Репортаж о Совещании главных экологов 2024-70

Мероприятие показало, что площадка профессионального общения экологов вызываем интерес и  пользуется авторитетом среди коллег и единомышленников. Несмотря на трудные времена, в ее работе приняли участие порядка 40 специалистов, из них 23 руководителя экологических служб НПЗ и НХК России и Беларуси, в том числе, из компаний  Роснефть, ГАЗПРОМ нефть, ЛУКОЙЛ, Башнефть, ТАИФ-НК и др. Отметим, что все больший интерес к мероприятию проявляют представители нефтегазовых, газоперерабатывающих и газохимических предприятий. Гостями совещания, как всегда, стали специалисты компаний-производителей оборудования для очистки и водоподготовки, КИП, а также специалисты отраслевой науки и инжиниринговые фирмы.
 
После прозвучавшего гимна экологов совещание приветствовала Председатель совета главных экологов нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ, Серейчикас Марина  Геннадьевна. Она открыла заседание с печальной ноты, сообщив, что 4 августа 2023 года из жизни ушел член Совета главных экологов Ерохин Юрий Юрьевич, который всю жизнь проработал на московском НПЗ, был руководителем службы по охране окружающей среды, светлым человеком большой души и доброго сердца. После небольшого ролика в память об ушедшем коллеге была объявлена минута молчания. 

 Далее М.Г. Серейчикас объявила регламент совещания и немного рассказала об истории: с 2016 года ежегодно коллеги-экологи съезжаются на совещание поделиться опытом, получить профессиональные знания и заряд оптимизма от дружеского общения. Председатель призвала задавать вопросы докладчикам, комментировать выступления, свободно рассказывать о своих проблемах и достижениях, делиться реализованными решениями, налаживать профессиональные контакты, в том числе, с представителями производственных компаний, институтов, разработчиками технологий, со всеми, кто помогает экологам в их непростой работе.

 
  
Председатель СГэкологов рассказала об изменениях природоохранного законодательства, произошедших за 2022-2023 годы:
«2024 год для нас важен тем, что всем объектам негативного воздействия 1 категории, нужно до конца 2024 года получить комплексные экологические разрешения (КЭР). В случае неполучения КЭР до конца 2024 года, все платежи за негативное воздействия будут взыматься с повышенными коэффициентами, как в отсутствии разрешительных документов. Поэтому перед нами стоит важная задача получения КЭР до конца этого года. Да, это  сложно, с первого раза практически никто КЭР не получил. Учитывая этот опыт, нельзя дожидаться осени, как планируют некоторые предприятия, это нужно сделать гораздо раньше, в апреле, в крайнем случае, в июне сдать заявку. 
Вторая задача – оснащение источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ  системами автоматического контроля и учета. Сроки стоят очень жесткие, 4 года после получения КЭР. А тем предприятиям, кто вошел в перечень квотированных объектов, эту задачу нужно выполнить вообще 2,5 года после утверждения перечня квотируемых объектов. За этот период нужно разработать проектную документацию, приобрести оборудование, провести работы по оснащению источников средствами контроля. Сроки жесткие, но мы обязаны их выполнять.
С 01.03.2023 года вступили в силу более 12 новых нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, основными из которых являются:
- новые требования к обращению с вторичными ресурсами и побочными продуктами производства. Изменения внесены в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления» для введения требований по обращению с вторичными ресурсами и в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для установления требований при обращении с побочными продуктами производства и  особенностей отнесения продукции производства вещества и (или) предметы, которые образуются при осуществлении деятельности на предприятиях, к отходам или к побочным продуктам производства и  требований к расчету платы за НВОС при признании побочных продуктов производства отходами. Отдельными положениями установлены сроки вступления в силу  изменений :
1) с  01.03.2024 в части полномочий госорганов по установлению перечней видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе;
2) с 01.01.2030 в части запрета захоронения вторичных ресурсов (подлежат только утилизации). 
Кроме того, с 01.03.2023 вступил в силу перечень веществ и предметов, которые не могут являться побочными продуктами производства.
- 01.03.2023 вступили в силу изменения, которые вносятся в Форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Форма декларации), утвержденную Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043. Теперь в Форме декларации предусмотрен расчет суммы платы за размещение, в том числе складирование, побочных продуктов производства, признанных отходами. При этом, если побочные продукты были учтены на предприятии до 01.03.2023г, к ним не применяется положение о признании побочных продуктов отходами, предусмотренное п.8 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ.
- 01.03.2023 вступил в силу новый порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений (далее - КЭР), а также порядок выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва КЭР и внесения в него изменений (Постановление Правительства РФ от 04.08.2022 N 1386 "О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений"). Одновременно утратили силу Правила рассмотрения заявок на получение КЭР, их выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва и внесения изменений в них, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 N 143. В соответствии с новым порядком срок рассмотрения заявки на получение КЭР составляет 63  рабочих дня (раннее срок рассмотрения заявки и выдачи КЭР составлял 4 месяца). Заявка формируется с использованием информационной системы путем заполнения электронной формы и подписывается электронной подписью. Заявка направляется Роспророднадзором в Минпромторг России, Росрыболовство и органы исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен объект (ранее заявка направлялась еще в Минприроды,  Роспотребнадзор, Росводресурсы).

 01.09.2023 года вступили в силу более 15 новых нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, в частности:
- изменения, которые вносятся в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (документ утратил силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.05.2023 N 881), для введения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении побочной продукции производства, признанной отходами;
- новые требования при подготовке и заключении договоров водопользования.
- изменения, которыми предусмотрено дополнение Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утвержденного Приказом Минприроды России от 30.12.2021 N 1044;
- новые правила разработки программы повышения экологической эффективности (Приказ Минприроды России от 23.12.2022 N 907 "Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности");
- изменениями, внесенными в  Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие накопление, сбор отходов I и II классов опасности, принятых у физических лиц осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности либо передают такие отходы федеральному оператору или хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности.
С 2020 года на территории 12 городов (далее – Охват 1) проводится эксперимент по квотированию выбросов приоритетных загрязняющих веществ (далее – ПВЗ, ЗВ) в атмосферный воздух (далее –Эксперимент).  
В рамках реализации Федерального проекта «Чистый воздух»  на территории Российской Федерации проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферный воздух (далее – эксперимент). Основы и общие правила проведения эксперимента установлены Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ, здесь и далее в редакции Федерального закона от 28.04.2023 № 177-ФЗ, (далее – 195-ФЗ, 177-ФЗ) и подзаконными актами к нему.
Для территории Охвата 1 целевые показатели снижения выбросов (далее – ЦП) установлены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в соответствии с положениями которого уменьшение совокупного объема выбросов ЗВ должно быть не менее чем на 20 % по отношению к выбросам 2017 года. 
Дополнительно, с 01.09.2023 вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2022 N 1852-р, которым расширен перечень городов - участников эксперимента по квотированию выбросов еще на 29 городов (далее – Охват 2).
Для территории Охвата 2 ЦП установлены Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 и продублированы в п.4 Распоряжения N 1852-р, в соответствии ними, выбросы приоритетных (опасных) загрязняющих веществ, должны быть снижены в 2 раза (на 50%) по отношению к 2020 году. На территории Охвата 2 эксперимент должен быть проведен в период с 01.09.2023 по 31.12.2030 и состоит из следующих этапов:
1.    Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха
Сводные расчеты на территориях эксперимента Охвата 2 должны быть проведены Росприроднадзором в срок до 15.06.2024.
2.    Расчет и оценка рисков для здоровья человека
Данный этап эксперимента осуществляется на основе сводных расчетов силами Роспотребнадзора и должен быть проведен в срок до 15.12.2024. Итог указанного этапа – установление приоритетных загрязняющих веществ (далее – ПЗВ) для каждой территории эксперимента).
3.    Утверждение перечней квотируемых объектов и установление квоты выбросов 
В рамках указанного этапа, в срок до 15.03.2025 Росприроднадзором, в том числе и по предложениям предприятий, для которых устанавливаются квоты, должны быть установлены квоты выбросов и утверждены перечни квотируемых мероприятий).
Порядок определения и установления квот выбросов, определен Правилами № 814 (утверждены приказом Минприроды России от 29.11.2019 № 814) , в соответствии с которыми для ПЗВ, не влияющих в точках квотирования на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха,  квоты выбросов устанавливаются по предложениям лиц, эксплуатирующих квотируемые объекты, с учетом ЦП;
4.    Утверждение комплексных планов мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферный воздух (далее – комплексные планы) 
Комплексные планы для территории Охвата  2 должны быть разработаны отдельно для каждого города, включенного в эксперимент, и утверждены Правительством Российской Федерации в срок до 15.10.2025. В комплексные планы включаются в числе прочего, мероприятия, направленные на снижение выбросов от источника выброса на объекте негативного воздействия, источниками информации о которых являются планы мероприятий по достижению установленных квот выбросов (далее – планы мероприятий). Планы мероприятий должны быть разработаны предприятиями, для которых установлены квоты, в случае невозможности соблюдения на квотируемом объекте установленных для него квот и направлены на согласование в Межведомственным советом по проведению эксперимента (далее – МВС) в срок не превышающий 3-х месяцев со дня получения предприятием уведомления о квотах выбросов, установленных для квотируемого объекта. Согласованные МВС планы мероприятий подлежат утверждению предприятием, для которого установлены квоты,  с извещением Росприроднадзора о его утверждении в срок не позднее 7 рабочих дней с даты утверждения плана мероприятий. По планам мероприятий, утвержденным до 01.01.2024, извещение должно быть направлено в срок не позднее 01.02.2024 (п.3 ст.3 ФЗ от 28.04.2023 № 177-ФЗ).

5.    Реализация планов мероприятий
В соответствии с положениями пп.2-3 ч.2 ст.6 195-ФЗ реализация планов мероприятий в установленные в нем сроки и достижение установленных квот выбросов, к сроку окончания эксперимента, является обязанностью предприятия, эксплуатирующего квотируемые объекты.
За не достижение установленных квот выбросов приоритетных загрязняющих веществ планируется вести оборотные штрафы. Размер штрафа зависит от выручки (согласно законопроекта о внесении изменений в КоАП предварительный размер  оборотного штрафа может составлять от 0,1 до 5% выручки). 

6.    Создание системы автоматического контроля (САК) на квотируемых объектах
Срок оснащения САК квотируемых объектов в 12 городах Охвата 1 - до 31.12.2025г. 
Для квотируемых объектов городов – участников эксперимента Охвата 2 – в течении 2,5 лет (п.2 ч.5.1 ст.11 195-ФЗ) после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий. Принятые Особенности (утверждены Постановлением Правительства РФ № 39 от 22.01.2024г.(далее - ПП РФ № 39) вводятся с 01.09.2024 года, но полагаем, что уже стоит начать заниматься вопросом оснащения источников выбросов САК, так как это не быстрый процесс. 
Таким образом, в соответствии с пп.18-19 ст.5 195-ФЗ с 01.01.2024 источники выбросов на квотируемых объектах, отнесенных к ОНВ I и II категорий, в срок 2,5 года  после утверждения перечня квотируемых объектов, подлежат оснащению системами автоматического контроля выбросов ПЗВ. , При этом 195-ФЗ предусмотрено, что если на квотируемом объекте уже создана САК выбросов, то такая система должна быть дополнена САК согласно Особенностей. Установленный Особенностями порядок внедрения САК во многом схож с общими требованиями по созданию и эксплуатации САК, определенными Постановлениями Правительства РФ  от 13.03.2019 № 262 и № 263 (далее - ПП РФ № 262, ПП РФ № 263). 
  При  этом по сравнению с требованиями, которые реализуются в рамках Постановления Правительства № 162 и № 163, требования САК для квотируемых объектов имеет и ряд существенных отличий:

Показатель/требование Квотируемые
(согласно по 195-ФЗ
ПП РФ от 22.01.2024 № 39)
Прочие
(согласно ПП РФ № 262, ПП РФ № 263)
Категория ОНВ I-II I
Контролируемая среда Выбросы Выбросы, сбросы
Срок создания САК 2,5 года после утверждения перечня квотируемых объектов 4 года с момента получения КЭР
Перечень ЗВ, подлежащие контролю САК ПЗВ устанавливается Роспотребнадзором для каждой территории эксперимента Установлен ПП РФ № 262
Измеряемые показатели и единицы измерения Разовый выброс, г/сек, валовый т/год, массовый, кг/час Концентрация, мг/м3
Критерии выбора источника ПП РФ № 39 (в т.ч. предусмотрена установка автоматических средств измерения для контроля факельных установок, устройств открытого дожига отходящих газов) ПП РФ № 262.
Определение источников, подлежащих контролю Необходимость обеспечения автоматических измерений и учета показателей выбросов не менее 70 процентов совокупной массы выбросов квотируемого объекта (с учетом технической возможности). При отсутствии достаточного количества источников, в Программу САК включаются все источники выбросов в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящего документа, в отношении которых имеется техническая возможность установки систем автоматического контроля выбросов Виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 428-р

Теперь поговорим о требованиях по получению заключения (ЭКОЗОС). Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - эконадзор). является Роспроднадзор и его территориальные органы (далее – Росприроднадзор). Осуществляется экоадзор он в отношении объектов, которые оказывают негативное воздействие и являются объектами I категории.

            

Какие у нас должны в связи с этим быть обязанности? 
1.    Уведомление Росприроднадзора о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Обязанность по извещению Роспороднадзора о начале работ по строительству и реконструкции объекта капитального строительства введена с 1 июля 2021 года (170-ФЗ  от 11.06.2021). Соответственно, если работы по строительству и реконструкции объекта капитального строительств, подлежащих эконадзору были начаты до указанной даты, то основания для исполнения указанных требований отсутствует. Если после, то в соответствии с положением пункта 10 ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ, застройщик или технический заказчик не позднее, чем за 7 дней до начала строительства, реконструкции, обязан известить о начале таких работ Росприроднадзор. Хотелось бы обратить внимание, что не поступление такого извещения в Росприроднадзор с 1 сентября 2023 года является индикатором риска нарушений обязательных требований эконадзора и основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий Роспироднадзором или его территориальными органами
2.    Получение Заключения уполномоченного на проведение эконадзора органа исполнительной власти (ЭКОЗОС).
 В соответствии с положениями пункта 9 ч. 3, ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в составе документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, подлежащего эконадзору, в числе прочих должно быть представлено не только заключение Государственного органа строительного надзора, но и заключение Росприроднадзора, как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление экологического надзора. 
Получение ЭКОЗОС на объекты капстроя, относящиеся к 1 категории, при вводе в эксплуатацию требуется уже с 01.01.2018, при этом федеральным законом  № 219-ФЗ от 2.07.2014 года, которым было введено указанное требование, не предусмотрено переходное положение в отношении объектов капстроя, разрешение на которых было получено до указанной даты. Соответственно, вне зависимости от даты выдачи разрешения на строительство, на все объекты капитального строительства, вводимые после 01.01.2017 года, требуется ЭКОЗОС. Форма ЭКОЗОС утверждена Приказ Росприроднадзора № 123 от 01.03.2022 года. Процедура, выдачи определена Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Росприроднадзора № 347 от 28.06.2019 года. ЭКОЗОС выдаётся территориальными органами Росприроднадзора по итогу неплановой выездной проверки по месту размещения объекта капитального строительства. Основанием для проведения такой проверки является заявление о выдаче ЭКОЗОС от предприятия - застройщика. Это описано в пункте 3 методических рекомендаций. Заявление может быть подано в Росприроднадзор, так и его территориальные органы. В ходе проведения проверки Росприроднадзора могут быть запрошены документы. Это материалы, содержащие информацию о выполнении мероприятий на период строительства и эксплуатации, информацию о выполнении программы производственного экологического контроля, мониторинга за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации, а также при аварии,  Акты, подтверждающие соответствие параметрам построенного или реконструированного объекта проектной документации, и это также должно быть подписано лицом, осуществляющим строительство. Предметом проверки является соответствие объекта капитального строительства документации, получившей положительные заключения государственной экологической экспертизы (ч. 10 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ), в том числе, и выполнении всех мероприятий по предотвращению или снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных природоохранным законодательством. 
В случае, если проектная документация объекта, относящегося к первой категории, не проходила и не подлежала прохождению государственной экологической экспертизы, то при оценке возможности  выдачи ЭКОЗОС предметом проверки будет являться соответствие объекта капитального строительства, документации, получившей заключение ГГЭ , а также выполнение всех мероприятий, которые предусмотрены природоохранным законодательством.

Ещё одно новое требование – по реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта при выводе его из эксплуатации (консервации или ликвидации). С 01.09.2023 года вступил в силу Федеральный закон № 446-ФЗ от 30.12.2021 года, которым вынесены изменения в 7-ФЗ №Об охране окружающей среды» в части требований по реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации вреда окружающей среде в результате эксплуатации отдельного производственного объекта при выводе его из эксплуатации или консервации и ликвидации.


В соответствии с пунктом 2 статьи 56.1 Федерального закона № 7-ФЗ,  в таких случаях должны быть реализованы мероприятия в соответствии с планом мероприятий. До 01.03.2035 года под отдельными производственными объектами (далее - отдельное ПО) понимаются объекты размещения отходов (ОРО), опасные производственные объекты (ОПО) I и II  класса опасности, включенные в государственный реестр опасных производственных объектов (ОПО),  на которых осуществляется обращение с токсичными или высокотоксичными веществами или веществами, представляющими опасность для окружающей среды.  С 01.03.2035 года отнесение ОПО и ОРО к производственному объекту, с введением соответствующего реестра отдельных ПО, будет осуществляться на основании критериев, которые будут установлены Правительством  РФ.  В случае ввода в эксплуатацию отдельного опасного производственного объекта с 01.09.2023 года, предприятия обязаны в срок до 01.03. 2024 года предоставить в Росприроднадзор сведения об отнесении ОПО к отдельным производственным объектам. Для производственных объектов, введённых в эксплуатацию после 01.09. 2023 года, сведения об отнесении ОПО к отдельным производственным объектам, направляются не позднее 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. 
Сроки эксплуатации отдельных производственных объектов определяются проектной документацией, но для ОРО также могут устанавливаться в порядке установленном Правительством РФ. Сведения о сроках эксплуатации отдельных производственных объектов поддержат представлению в Росприроднадзор.  
- для ОПО или ОРО введенных в эксплуатацию после 01.09.2023 года, сроки эксплуатации, содержащиеся в проектной документации, сведения об отнесении ОПО к отдельным производственным объектам, направляются, как сказано ранее, не поздней 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. 
- для реконструированных ОПО сроки эксплуатации, содержащейся в проектной документации, реквизиты заключения государственной экологической экспертизы, разрешения на эксплуатацию, направляются не позднее 5 лет до истечения первоначального срока эксплуатации. 
- для ОРО, введенных в эксплуатацию до 01.09.2023 года, сроки эксплуатации подлежат определению по согласованию с Роспроднадзором в срок до 1 марта 2025 года. 
- для ОПО, введённых в эксплуатацию до 01.09.2023 года и эксплуатируемых без проведения реконструкции, сроки эксплуатации, содержащиеся в проектной документации и  реквизиты заключений государственных экспертиз  проектной документации, направляются в срок до также до 01.03.2025 года. 
- для ОПО, введённых и реконструированных до 01.09.2023 года, сроки эксплуатации, содержащиеся в ПД на реконструкцию, реквизиты  заключения ГЭ на ПД на реконструкцию и разрешение на ввод эксплуатацию направляется срок до 01.03.2025 года.
Теперь о  Плане мероприятий и сроках его разработки. План мероприятия является обязательным документом и должен быть разработан не позднее пяти лет до истечения срока эксплуатации ОРО или отдельного производственного объекта, определенного проектной документацией. Состав требований к плану мероприятий будет установлен Правительством РФ. Согласно 7-ФЗ, план мероприятия должен содержать мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, нарушенных в результате эксплуатации объекта.
Что касается сметной стоимости. Дополнительно к плану мероприятий разрабатывается сметная стоимость реализации мероприятий, включенных в план. Планы мероприятий подлежат государственной экологической экспертизе (ГЭЭ). ГЭЭ проводятся с особенностями, а именно не требуется организация проведения обсуждений этих планов мероприятий с гражданами и общественными организациями или объединениями, а также представление в составе материалов, подлежащих ГЭЭ, материалы таких обсуждений. Сметная стоимость подлежит проверке Роспроднадзором или подведомственным ему федеральным государственным учреждением. Проверка сметной стоимости является платной, проводится в порядке определенным Правительством РФ одновременно с ГЭЭ плана мероприятии, в сроки, не превышающие сроки проведения ГЭЭ. Результат проверки -  заключение об обоснованности или необоснованности ее определения выдается Роспроднадзором. План мероприятий утверждается предприятием после получения заключения ГЭЭ по плану мероприятий и заключения по сметной стоимости. То есть план мероприятий мы утверждаем после прохождения ГЭЭ и после получения заключения на сметную стоимость. 
В срок не позднее не позднее пяти лет  до истечения срока эксплуатации,  указанного в  проектной документации, утвержденные планы мероприятий предоставляются в Росприроднадзор. К этому плану прикладываются документы: сведения о заключении ГЭЭ на планы мероприятий, сведения о заключении ГЭЭ на сметную стоимость и документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планами мероприятий. В случае, если срок эксплуатации ОПО истекает менее чем за 5 лет до вступления в силу Федерального закона  446-ФЗ (01.09.2023 года), в Росприроднадзор в срок до 01.09. 2025 года необходимо предоставить: уведомление об изменении срока эксплуатации отдельного производственного объекта в связи с их реконструкцией с указанием реквизитов –заключение государственной экспертизы  на проектную документацию и разрешение на ввод в эксплуатацию или план мероприятий, подтверждение финансового обеспечения, сведения о заключениях ГЭЭ на план мероприятий и сметную стоимость. 
Реализация плана мероприятий является обязательной (за исключением случаев реконструкции отдельного производственного объекта). В случае внесения изменений в план мероприятий, проводится повторно ГЭЭ и проверка сметного расчета. Измененный план мероприятий с приложением подтверждения финобеспечения в 3-х месячный срок предоставляется в Росприроднадзор.
Решение о выполнении плана мероприятий принимается Росприроднадзором, для этого в течение 2-х месяцев со дня выполнения плана мероприятий, предприятие обязано предоставить в Росприроднадзор акт о выполнении плана мероприятий. 
После получения информации о выполнении плана мероприятий, Росприроднадзор проводит неплановую проверку его выполнения, по результатам которой,  в течение 1 месяца со дня окончания проверки выдают заключение о соответствии реализованных мероприятий плану. Это основные, на мой взгляд,  изменения в природоохранном законодательстве, которые произошли в 2022-2023 году, требующие от нас, как от природопользователей, особого внимания и должных действий, направленных на их выполнение». 
Далее, по традиции, от имени Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков собрание приветствовал заместитель ее директора А.Р.Шахназаров и дал краткую информационную справку о состоянии отрасли, опираясь на официальные данные  Минэнерго. 
Докладчик информировал, что объем добычи нефти в 2023 году составил 530 млн.т, при том что в 2022 г. эта цифра была 535,2 млн.т. Переработка в 2023 году достигла 275 млн.т (271,7 млн.т в 2023г. и 287 в 2018 г.). Но при этом произошел рост объемов производства первичной переработки нефти на 1,2%, составив 275 млн.т. Объем производства автомобильного бензина достиг 44 млн.т.-(рост на 3,2% к 2022г.); объем дизтоплива составил 88 млн.т (+3,5%); мазута топочного 41 млн.т (+0,5%). 
                                                                      
             
Докладчик сообщил экологам, что Президент России В.В.Путин утвердил Климатическую доктрину России Указом Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812. Главной целью Климатической доктрины РФ объявляется «достижение не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением». А.Р.Шахназаров отметил, что формулировок о выходе на нулевой уровень выбросов СО2 или обеспечение полной декарбонизации промышленности в документе нет.
Для достижения баланса между выбросами парниковых газов и их поглощением предполагается разработка дополнительных мер по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем.

     Как отмечено в доктрине, если в 2020 году объем выбросов парниковых газов в России составил 1482,2 млн т СО2-экв или 48% от уровня 1990г, то реализация дополнительных мер по декарбонизации экономики «позволит обеспечить к 2030 году объем выбросов парниковых газов на уровне 1673 млн т СО2-экв или 54% от уровня 1990 года».

Климатическая доктрина России, в отличие от многих аналогичных западных документов, содержит признание равнозначности мер по сокращению выбросов парниковых газов и мер по увеличению их поглощения. Приоритетом реализации дополнительных мер по декарбонизации является национальные интересы страны.
       Доктрина исходит из «неопределенности в оценках того, как именно будет меняться климат и как это повлияет на экономику, население и окружающую среду». При этом отмечается, что изменения климата будут оказывать разное влияние на разные регионы, группы населения, отрасли промышленности и так далее. 
      Главным принципом дополнительных мер станет «упреждающая адаптация к изменению климата». 
Среди первоочередных мер на макроуровне предполагается:
1. Повышение энергетической эффективности во всех отраслях
2. Развитие и использование ВИЭ и альтернативной энергетики с низким уровнем выбросов парниковых газов
3. Реализация климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, по сокращению выбросов или увеличению их поглощения
4. Создание регуляторных механизмов по сокращению выбросов
5 Подготовка ежегодного национального доклада об изменениях климата
  Среди мер на микроуровне предполагается:
1. Повышение эффективности производства и потребления тепловой и электрической энергии
2. Повышение топливной экономичности транспорта
3. Повышение энергосбережения и энергоэффективности, снижение потерь энергии при транспортировке
4. Повышение энергоэффективности зданий и развитие энергосбережения в быту
5. Использование погодных прогнозов для улучшения адаптации экономики
6. Расширение использования ВИЭ
7. Сбережение и рациональное использование лесов и сельскохозяйственных земель.

Докладчик также рассказал о Конференции ООН по изменению климата (СОР 28), Дубай 30 ноября -12 декабря 2023. Он отметил, что расстановка сил на COP28 получилась такая: страны G7 и ЕС предложили принять итоговую декларацию, где был прописан поэтапный отказ от ископаемого топлива. К ним присоединились несколько десятков стран, в том числе Китай (частично), Австралия, Норвегия и Южная Корея. То есть страны экономически хорошо развитые и богатые. Страны, входящие в ОПЕК, во главе с Саудовской Аравией отказались подписывать отказ от ископаемых источников энергии (в итоге формулировку смягчили, вместо "отказ" написали "сокращение"), мотивировав свою позицию тем, что такое решение будет иметь катастрофические последствия для мировой экономики и лучше заняться снижением вредных выбросов, а не планированием мирового экономического развития.  Активно продвигали скорейший отказ от ископаемых источников энергии страны, которые импортируют нефть, уголь и газ.

Конфликт интересов, возникший на климатическом саммите в Дубае COP28, сводился к спору экспортеров и импортеров углеводородов. Главное противостояние на COP28 развернулось между богатыми, благополучными странами и развивающимися экономиками в разных регионах планеты, которые совсем не хотят оставаться бедными. Таким образом, можно сказать - в Дубае обсуждали не климат, а решали, кто станет богатым, а кто – бедным. Итогом конференции ООН по изменению климата (СОР 28) в Дубае 30 ноября -12 декабря 2023 г. стало принятие документа о постепенном отказе от использования ископаемого топлива к 2050 году. 
        Многие эксперты назвали принятые рекомендации историческими — необходимость ухода от базирующейся на ископаемом топливе экономической модели зафиксирована на климатических переговорах ООН впервые. Впрочем, формулировки такого перехода приняты весьма широкие и вполне устраивающие сырьевые страны, в том числе и Россию: они дают всем участникам процесса возможность идти к цели 2050 года своим путем, включая развитие использования атомной энергетики и даже природного газа.

А.Р.Шахназаров привел слова Директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России  А.С. Рубцова: «Модернизация НПЗ позволяет адаптироваться к экологической повестке» и подчеркнул, что это Антон Рубцов заявил на круглом столе «Устойчивая энергетика: экологичный путь развития ТЭК», который прошёл на Международной выставке-форуме «Россия» в рамках Дня энергетики  20 февраля 2024 г. в Москве. 

Директор департамента нефтегазового комплекса напомнил, что этот процесс планомерно начался ещё в 2011 году. Тогда благодаря комбинации жёстких требований технического регламента и экономических стимулов в виде дифференциации акцизов были созданы условия для полномасштабного производства в стране топлива 5 экологического класса. «Это позволило предложить потребителю моторное топливо лучшего качества по технологическим и экологическим характеристикам, при этом по доступной цене. Благодаря такому шагу за 5 лет удалось полностью перейти на моторное топливо 5 экологического класса, которое в России является одним из лучших в мире», — пояснил он.
Антон Рубцов добавил, что Минэнерго продолжает работать над вопросами модернизации НПЗ с целью повышения глубины переработки нефти и выхода высококачественных светлых нефтепродуктов. В частности, напомнил он, продолжается программа модернизации НПЗ, участники которой в качестве меры поддержки получают обратный акциз на нефтяное сырьё. 

Докладчик подчеркнул, что 2023 год официально признан самым теплым за всю историю наблюдений. Его температурные показатели значительно превысили данные 2016. Об этом говорится в новом отчете европейской климатической службы Copernicus. Немного цифр:
    В 2023 г. средняя глобальная температура составила 14,98 °C, что на 0,17 °C выше предыдущего самого высокого годового значения в 2016 г. 
    2023 г. был на 0,6 °C теплее, чем в среднем за 1991-2020 гг., и на  1,48 °C теплее, чем в доиндустриальный период 1850-1900 гг. 
     Впервые в истории температура каждый день в течение года превышала 1 °C относительно аналогичных доиндустриальных показателей. Около 50% дней были более чем на 1,5 °C теплее уровня 1850-1900 гг., а два дня в ноябре впервые были более чем на 2 °C теплее.
   В 2023 г. средняя глобальная температура составила 14,98 °C, что на 0,17 °C выше предыдущего самого высокого годового значения в 2016 г. 
    2023 г. был на 0,6 °C теплее, чем в среднем за 1991-2020 гг., и на  1,48 °C теплее, чем в доиндустриальный период 1850-1900 гг. 
     Впервые в истории температура каждый день в течение года превышала 1 °C относительно аналогичных доиндустриальных показателей. Около 50% дней были более чем на 1,5 °C теплее уровня 1850-1900 гг., а два дня в ноябре впервые были более чем на 2 °C теплее.

         

 Еще один важный вопрос, который затронул А.Р.Шахназаров в  своем докладе - компании срывают сроки получения комплексных экологических разрешений. Как известно, с 1 января 2019 года компании должны делать комплексные экологические разрешения (КЭР ), в которых содержится полный перечень нормативов по воде, воздуху и отходам для каждого предприятия. Около 6 тысяч предприятий, которые относятся к первой категории опасности, должны подать заявки на КЭР до конца года.

       К первой, самой опасной, относятся компании по добыче и переработке угля, нефти, газа, металла и прочих ископаемых, металлообработка, производства тепло- и электроэнергетики, предприятия по переработке и утилизации отходов (в том числе опасных), производства пестицидов и химических удобрений, компании по изготовлению лекарственных препаратов и так далее.
       Как рассказал председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, сейчас выдано 471 КЭР.
       "По факту, в настоящее время можно сказать, что на конец прошлого года у нас график не выполняется. В итоге количество заявок у нас - лишь 50% от того, что должно быть", - заявил заместитель руководителя Росприроднадзора Владимир Чернышев на рабочем совещании комитета Госдумы по экологии по вопросу выдачи комплексных экологических разрешений.
Генеральный директор Юридического центра промышленной экологии Дмитрий Мишуков рассказал, что, проанализировав отчеты Росприроднадзора, компания пришла к выводу, что от общего количества заявок, которые поступили, по 50% были отказы по формальным признакам. И из оставшейся половины были отказы уже по конкретным основаниям, отметил он.
      "У нас есть аналитические выводы, почему производится такое большое количество отказов. В том числе это касается и того, что у нас отсутствует перечень реально серьезных оснований для того, чтобы отказать. И процесс выдачи КЭРа сейчас похож на акт проверки. То есть надземный орган находит нарушение, но оно может быть не сильно существенным и не влиять на весь процесс работы предприятия. И он устраним, но все равно идут отказы", - считает Мишуков.
       Как ранее рассказала "РГ" глава Росприроднадзора Светлана Радионова, около 1,5 тысячи компаний, чьи производства относились к наиболее опасным, за последние четыре месяца сменили категорию на более мягкую. Она отметила, ведомство в следующем году намерено провести массовые проверки обоснованности этих изменений. (Российская газета  от  21.02.2024)
Следующий слайд своей презентации А.Р.Шахназаров озаглавил «85 оттенков грязного». Он рассказал, что аналитики проекта «Если быть точным» благотворительного фонда «Нужна помощь» по итогам 2022 года составили рейтинг благополучия регионов РФ на основе четырех показателей - загрязнение воздуха, почвы, воды и обращение с отходами. 
       Наиболее экологически благополучными в 2022 году оказались республики Адыгея и Марий Эл, Пензенская и Орловская области. Республики и Орловская область повторили успех 2021 года; Севастополь и Костромская область покинули «высшую лигу».

      «Антилидерами» названы Астраханская, Иркутская, Курганская, Московская, Ростовская и Челябинская области, Бурятия, Хакасия, Красноярский край и Забайкальский край.
       Другой важнейшей проблемой стал рост объема отходов: «Только в 2022 году образовалось больше 9 млрд тонн — на 6,7% больше, чем в 2021-м".(Газета "Коммерсант" №13 от 25.01.24).

Доклад А.Р.Шахназарова был выслушан весьма заинтересованно, а после него по регламенту совещания начались выступления главных экологов с рассказами о предприятиях, об удачах и проблемах с которыми столкнулись их службы за прошедший год. 

                           

Перед коллегами выступили: 
Булушева А.В. - нач. управления охраны окружающей среды и очистных сооружений АО «Куйбышевский НПЗ»;
Авдеева Н.Н. -  нач. сектора экологической безопасности АО «Новошахтинский завод нефтепродуктов»;
Изюмская Н.М. - нач. отдела охраны окружающей среды АО «Сызранский НПЗ»;
Валиев Р.М. - главный специалист-начальник отдела охраны окружающей среды АО «ТАИФ-НК»;
Васильев А.В. - нач. отдела инновационного развития ИТЦ ООО «Газпром переработка»;
Желтухин Д.В. - нач. отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром переработка»;
Вегерин А.В. - нач. отдела охраны окружающей среды АО «Рязанская НПК»;
Казимов О.А. - нач. отдела охраны окружающей среды АО «Новокуйбышевский НПЗ»;
Драгунов А.Ф. - ведущий специалист ООС АО «Газпромнефть-ОНПЗ»;
Неупокоев А.Е. - и.о. нач. управления охраны окружающей среды и очистных сооружений АО «АНПЗ ВНК»;
Попов Д.В. - нач. службы охраны окружающей среды ОАО «Мозырский НПЗ»;
Савиных Н.Ю. - нач. отдела охраны окружающей среды ООО «Ильский НПЗ им.А.А.Шамара»;
Самойленко Е.Е. - нач. отдела экологии ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»;
Суворов П.С. - нач. отдела окружающей среды АО «АНХК»;
Тимченко А.Ю. - нач. управления охраны окружающей среды и очистных сооружений ПАО «Саратовский НПЗ»;
Шевцов А.С. - начальник группы экологии ООО «Ставролен»;
Янчук О.А. - нач. отдела ООС ПАО АНК «Башнефть». 

Далее к выступлениям приступили специалисты отраслевой науки, представляющие разработки специальных технологий очистки воды и прочих сред, а также средства контроля, измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ; технологии переработки нефтешлама; применения современных биопрепаратов для решения задач экологии. 

На протяжении всех дней совещания в фойе работала выставка, на которой были представлены приборы контроля и измерения, а также разработки технологий и оборудование по очистке различных сред. Мы побеседовали с Еленой Александровной Зайцевой, ведущим инженером – технологом  ООО «Мультилаб»:

«Специалисты компании ООО «Мультилаб» во главе с руководителем проектов Сергеем Константиновичем Калюжным приняли участие в Совещании главных экологов нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ. 
Целью нашей компании является научно-исследовательской работа в области разработки микробиологических продуктов для решения различных экологических проблем. 
Прозвучавший на совещании доклад был посвящен опыту применения биопрепаратов серии «Аквавицин» как эффективного и безопасного биологического решения для нужд НПЗ, способного снизить экологический ущерб от нефтяной промышленности и повысить эффективность производства.
Разработанные биопрепараты активно применяют с целью интенсификации биологической очистки сточных вод, рекультивации нефтезагрязненных территорий и восстановления состояния водоемов.
Биопрепараты серии «Аквавицин» содержат смесь природных штаммов микроорганизмов, которые не являются патогенными для человека и животных, безвредны для окружающей среды. «Аквавицин» содержит разные группы бактерий, что позволяет подвергать биохимическому окислению те загрязнения, к которым не адаптирован аборигенный биоценоз. 
Использование биопрепаратов «Аквавицин» на биологических очистных сооружениях способствует комплексному очищению сточной воды, увеличению скорости и степени деструкции загрязнителей. Биопрепараты можно использовать при введении аэротенка в эксплуатацию или возобновлении его работы после перерыва для ускоренного наращивания здорового биоценоза активного ила.
Внесение биопрепаратов «Аквавицин» на биологическом этапе рекультивации повышает эффективность биодеградации углеводородов нефти до 91-96%.
Использование биопрепаратов для восстановления качества воды и донных отложений является эффективной экологически безопасной альтернативой механическим и химическим способам очистки водоемов. Использование биопрепаратов «Аквавицин» на водоемах позволяет предотвратить цветение воды, снизить ее мутность и уменьшить объем донных отложений.
Таким образом, применение биопрепаратов компании ООО «Мультилаб» позволяет интенсифицировать работу биологических систем очистки сточных вод и может быть использован для биоремедиации почв и восстановления водоемов. 
Специалисты компании благодарят экспертов и участников съезда за интересные доклады, и, конечно же, экологов за большой вклад в сохранение природы».  

 
 

Нередко прямо в фойе продолжалось профессиональное общение по вопросам, затронутым во время сессионного заседания, происходил обмен полезными контактами и практическим опытом специалистов разных заводов и фирм, предоставляющих услуги в области промышленной экологии.    
  
В рамках совещания прошло заседание Совета главных экологов, на котором был решен ряд организационных и рабочих вопросов. По итогам Совещания Совет главных экологов нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ  вынес Решение, принятое единогласно. Данный документ будет доведен до сведения всех главных экологов предприятий, участников совещания.

Как всегда, на совещании проводился конкурс на лучший доклад, по итогам которого открытым голосованием коллег-экологов были выбраны лучшие выступления. Под бурные аплодисменты призеры получили награды во время торжественного ужина. 

Лучшие доклады главных экологов:

  • Валиев Руслан Маратович (АО «ТАИФ-НК»);
  • Драгунов Алексей Федорович (АО «Газпромнефть-ОНПЗ»);
  • Янчук Ольга Александровна (ПАО АНК «Башнефть»).

 
Лучшие доклады компаний-гостей совещания:

  • ООО "Архитектура Водных Технологий"
  • ФГБОУ ВО "Уральский государственный лесотехнический университет"
  • ООО "Евротехлаб"

Сессионная работа продолжалась два дня, которые пролетели ярко и стремительно. Все время совещания было наполнено новой информацией, профессиональным и дружеским общением. Вечерний досуг участников, кроме неформальных встреч, был  дополнен азартом – турнирами по шахматам, нардам и настольному хоккею. А в завершение совещания состоялся торжественный ужин с отличной концертной программой.
От имени участников немало теплых слов прозвучало в адрес организаторов – ООО «НТЦ Советов главных технических руководителей предприятий ТЭК» под руководством Натальи Александровны Егоршевой. Практически все собравшиеся  на ежегодную встречу специалисты – главные экологи нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ, а также поставщики технологий, оборудования и услуг в области современной промышленной экологии признали мероприятие  успешным и плодотворным и  выразили желание и в 2025 году посетить очередное совещание главных экологов.
В более детальном виде доклады, прозвучавших на совещании, будут опубликованы в электронном Сборнике, который получат все участники мероприятия, а также каждый главный метролог НПЗ и НХЗ РФ и СНГ. По вопросам дополнительного приобретения материалов совещания главных метрологов можно обратиться в «НТЦ Советов главных технических руководителей предприятий ТЭК»  по тел./факс (495) 737-92-94; e-mail: [email protected]

Текст подготовлен:
И. Толстенко 
при участии Н.Егоршевой 
ООО «НТЦ Советов главных технических руководителей предприятий ТЭК»

Фото Дьячковой Дарьи.